Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
  • ⁠Управление образования и науки Липецкой области ГАУДПО ЛО

«Институт развития образования»

 

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 2 г.Лебедяни Липецкой области

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Ректор ГАУ ДПО ЛО                                                           приказом от ________ 2016 г №

Институт развития образования»                                     Заведующий МБДОУ д/с №2

________________Л.А.Черных                                           г.Лебедянь

                                                                                             Кузьмина А.В.

 

 

 

ПРОГРАММА

инновационной площадки

 

Тема: «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ» .
(на период с июня 2016 года по май 2020 года)
 

Руководитель:

заведующий МБДОУ д/с

№2 г.Лебедянь А.В.Кузьмина

 

 

Научный руководитель:

__________________

 

ГАУДПО ЛО

«Институт развития образования»

 

 

Заместитель заведующего по УВР

Ляпина Е.А.

 

 

Липецк,2016 г.

 

 

 

Содержание программы.

 

1. Цели, задачи и основная идея программы ,обоснование её значимости.

2. Исходные теоретические положения.

3. Этапы,содержание и методы деятельности.

4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу деятельности.

5. Необходимые условия реализации работ.

6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

7. Перечень научных и (или) методических разработок по теме проекта(программы)

8. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конкретной продукции (результатов)

9. Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании.

 

 

1.Цели, задачи и основная идея программы ,обоснование её значимости.

 
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок!
В. А. Сухомлинский
Современное российское общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Оно требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, самореализации и самосовершенствования. Источником самореализации, самовыражения личности является творческий потенциал.
На современном этапе проблема развития творческой личности приобретает все большую актуальность.
В настоящее время наибольшее внимание исследователей обращено к дошкольному возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала ребенка , ибо «именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».( Л.С. Выготский)

Ведущие специалисты в области развития творческих способностей детей, такие как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Л.И.Божович, Ж.Пиаже, А.Ф.Лазурский. Л.А. Парамонова и другие, подчеркивают значение и большие потенциальные возможности дошкольного детства в развитии творческих способностей детей.

В отличие от развития творчества взрослых, значимость которого объективна, детское творчество имеет субъективную ценность. Л. С. Выготский подчеркивал, что ее следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети; важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении и его воплощении.

По отношению к ребенку Л. С. Выготский называет творческой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а ту, в которой

проявляется детское воображение, находящееся в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.

Многие исследователи в качестве необходимого условия развития творческих способностей дошкольников определяют включение детей в разнообразные виды деятельности, причем деятельность должна быть

доступна ребенку, и носить творческий характер.

В жизни ребенка дошкольного возраста особое место занимает двигательная деятельность.

По ФГОС ДО,двигательная деятельность относится к образовательной области « Физическое развитие». Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой

является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Академик Н.Н. Амосов назвал движения « первым стимулом для развития ума ребенка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость

и результативность. Движение, даже самое простое , дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования- эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью

которой через движения дети учатся выражать свои эмоции.

В движении заложены огромные возможности творческого потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу.

Однако, в процессе двигательной деятельности в ДОУ развитию творческих способностей уделяется не достаточное внимание. В основном педагоги решают задачи по развитию двигательных способностей, формированию двигательных умений и навыков, работают над формированием здорового образа жизни, а не

над развитием творчества у дошкольников. Поэтому одной из педагогических задач в настоящее время

является внедрение в образовательный процесс инновационных технологий , которые в процессе двигательной деятельности способствуют развитию как творческих ,так и двигательных способностей. Использование в процессе двигательной деятельности танцевально-ритмической гимнастики « Са-Фи-Дансе» ,

разработанной Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилёвой , позволит в ДОУ решить данные задачи.

Технология« Са-Фи-Дансе» направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей, способствует созданию условий

для развития двигательной, функциональной активности учащихся в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма средствами танцевально-игровой гимнастики.

Особенности данной технологии заключается:

- во-первых, доступность технологии основывается на простых упражнениях;

- во-вторых, эффективность в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему ребенка;

- в-третьих, эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Использование в двигательной деятельности технологии « Са-Фи-Дансе» формирует у дошкольников «двигательное воображение», что , как считал детский психолог А.В.Запорожец, является « основа творческой, осмысленной моторики» .

По мнению А.В.Запорожец , ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело, телесные движения не являются некоторой «готовой данностью». Необходимо, чтобы мир движений открывался детям

как особая, «необычная» действительность. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованной двигательной деятельности.

Двигательное воображение обеспечивает одушевление (и одухотворение) детских движений, что, как показал крупнейший детский психолог А.В.Запорожец, делает их по-настоящему управляемыми. Это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольного внимания – психических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере развития двигательного воображения.

Особую роль технология « Са-Фи-_Дансе» играет в формировании двигательного творчества дошкольников

через игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда

интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического

повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Данная тема актуальна, т.к. в процессе двигательной деятельности через использование технологии «СА-ФИ-Дансе» у детей формируется двигательное

воображение, что способствует развитию творческого потенциала у дошкольников.

Целью программы является: развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ»

Задачи Программы:

- изучить состояние данной проблемы в научной психолого-педагогической и методической литературе;
- определить психолого-педагогические и дидактические условия развития творческого потенциала у дошкольников в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ»;
-способствовать взаимодействию всех участников воспитательно - образовательного процесса, участвующих в инновационном проекте;
- формирование личностных и профессиональных качеств педагогов на уровне практических умений владения методами и технологиями по развитию творческого потенциала у дошкольников;
- систематически оказывать информационную и консультативную помощь педагогам ДОУ , участвующих в инновационном проекте;
- разработать образовательный модуль по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе системно-деятельного подхода и требований ФГОС ДО;
- транслировать опыт работы ДОУ по развитию творческого потенциала дошкольников в процессе двигательной деятельности с использованием технологии « СА-Фи-Дансе» через СМИ, сайт ДОУ и ИРО;
- обобщить инновационный опыт ДОУ по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности с использованием технологии « СА-Фи-Дансе».
Основная идея проекта заключается в том, чтобыдвигательную деятельность в ДОУ наполнить танцевально-игровой гимнастикой « Са-Фи-Дансе», ориентированной развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
В процессе реализации инновационной Программы педагоги решают следующие задачи на развитие творческого потенциала детей :
- развитие способностей детей дошкольного возраста к импровизации и творчеству в двигательной
деятельности через использование технологии СА-Фи-Дансе;
- развитие творческой самостоятельности в создании образа, используя при этом игровые импровизации;
- развитие творческого воображения и фантазии, инициативности и самостоятельности.;
- формирование у детей выразительность движений, способность к обогащению движений и жестов, самостоятельного выражения движений под музыку;
- обогащение жизненного опыта детей новыми, яркими впечатлениями.
побуждение детей к поиску новых оригинальных решений;
- воспитание интереса детей к творческой деятельности;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
2.Исходные теоретические положения.
Теоретическую базу Программы составляют:
- Концепция дошкольного воспитания;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- положение о самоценности дошкольного периода развития (А.В.Запорожец);
- культурно-историческая теория Л.С.Выготского;
- системно -деятельностный подход в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина Е.Л.Яковлевой;
- научных идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова,
А.В. Запорожеца;
- концепция модернизации российского образования;
- концепции педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе( О.Л. Князева, А.К. Маркова, В.А. Петровский, С.И. Поздеева),
- педагогическая технология формирования творчества средствами предметного мира: О.В.Дыбина ,
а также исследования известных отечественных ученых:
во- первых, это взгляды Комаровой Т. С., опираясь на учения Лабунской Г. В., Кузиной В. С., Пидкасистого П. И., Лернера И. Я., Флериной Е. А., и др. она смогла доказать, что старший дошкольный возраст является
синзитивным для развития творчества, так как в этом возрасте у ребенка более явно, чем ранее, проявляется интерес к импровизации;
во -вторых, исследования Теплова Б. М. определившего необходимые условия для формирования двигательного творчества детей;
в -третьих, работы Саккулиной Н. П. которая выделила показатели творчества, характеризующие качества
детской двигательной деятельности.
 
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности;
высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое и
оригинальное.
Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала - это
сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений
современной педагогики и психологии.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника
( Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.).
Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапном погружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое,
что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Л.С.Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи).
На современном этапе проблема развития творческой личности в процессе двигательной деятельности приобретает все большую актуальность.
Одним из этих направлений является двигательное творчество детей. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной, по выражению А.В. Запорожеца, моторики.
По мнению, А. В. Запорожеца «движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым,
т. е. осмысленным».
Авторы методических разработок по физическому воспитанию Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова, считают, что все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка. Взаимодействие различных движений способствует формированию творческого воображения.
Анализ научно-теоретических источников показал, что в исследованиях психологов и педагогов В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Кравцова, В.В.Давыдова, Т.В.Нестерюка, также говорится о важности двигательного воображения в
процессе развития творческого потенциала дошкольников.
По мнению профессора, д.п.н. В.Т.Кудрявцева, творческое становление ребёнка -системообразующий вектор
его общего психического развития. В.Т.Кудрявцев считает, что « главным содержанием физкультурных занятий
должна быть не только и не столько тренировка движений, а развитие двигательного воображения».
С учетом этого возникает необходимость использования физических упражнений в психофизиологическом развитии ребенка-дошкольника. Настоящий опыт можно рассматривать как частную попытку удовлетворения
этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, педагог включает эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития.
Исследование В.Т. Кудрявцева, согласно которому приобщение к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов. В этом процессе дети сталкиваются с необходимостью решения специфических проблемно-двигательных задач. В ходе их решения они активно экспериментируют со способами построения собственных движений, овладевая все новыми «моторными полями» (Н.А. Бернштейн). Иными словами, двигательные эталоны, включая и эталоны основных видов движений, изначально задаются не в готовом виде, а в
проблемной форме. При этом педагог фиксирует внимание детей на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.
Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает
привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.
В повседневной жизни ребёнка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной
активности. Это, самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов
этих движений в новые сочетания, т.е., открытие самого себя в мире движений.
 
3. Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу
СодержаниеМетодыПрогнозируемые результаты
Подготовительный этап (июль 2016-август 2016 г)

1.Определение состава участников проекта

2. Распределение функций между участниками проекта

 Приказ ДОУ l

1.Изучение нормативно- правовых документов, научной и методической литературы

2.Формулирование темы Программы.

Анализ нормативно-правовых документов, научной и методической литературы, информации по публикациям.

Обобщение педагогического опыта по теме инновационной деятельности

Организационный этап (сентябрь 2016 - август 2017г)

1.Определение мероприятий программы, направленных на достижение цели Программы

Анализ целей, задач, форм, методов и планируемых результатов , вариантов содержания модели Программы.

Обобщение методического материала

 

2.Подготовка нормативно- правовых, материально-технических, финансовых, научно-методических, информационных, кадровых условий для реализации инновационной деятельности

Разработка локальных актов, мини-проектов, рабочих программ педагогов на основе программы инновационной деятельности , плана-графика реализации Программы. Пакет нормативно- правовых, инструктивно-методических материалов для организации развития творческого потенциала дошкольников в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую гимнастику
« СА-ФИ-ДАНСЕ»
3.Планирование и разработка системы мониторинговых исследований за ходом реализации Программы инновационной деятельности

Создание системы мониторинговых исследований

(мониторинг творческого потенциала детей, анкетирование родителей, педагогов)

Система мониторинговых исследований

Деятельностный этап (сентябрь 2017 - апрель 2019)

1.Реализация инновационной Программы

Реализация программы, мини-проектов, рабочих программ педагогов на основе программы инновационной деятельности.

 

Организация просветительской работы с родителями по теме проекта.

 

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям Программы.

 

Анализ и коррекция инновационных изменений в воспитательно-образовательной системе ДОУ

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ»

2. Проведение мониторинговых исследований в процессе реализации Программы

Анкетирование педагогов, диагностика, детей.

Проведение педагогических советов, круглых столов по теме инновационной деятельности.
Результаты мониторинга
3.Информирование общественности о ходе реализации Программы
Публикации в СМИ о ходе реализации Программы, на интернет- ресурсах, проведение семинаров, конференций, мастер-классов и т.д.
Статьи в СМИ, информация на сайте, выступления и проведение семинаров конференций,
мастер-классов на муниципальных и региональных уровнях
Рефлексивный этап (май -июнь 2019)
Подведение итогов и результатов реализации Программы
Анализ результатов реализации Программы
Обобщение опыта работы педагогов по теме инновационной деятельности
Заключительный этап ( июль 2019 – май 2020 г.)
Разработка методических рекомендаций, обобщение и трансляция передового педагогического опыта
Публикация материалов по итогам инновационной деятельности, трансляция инновационного опыта
Обобщение и трансляция инновационного опыта(СМИ, сайт).
Создание банка данных
Инновационных идей.
Создание учебно-методического пособия

 

Программа составлена по возрастным группам:

· Старшая группа (5 – 6 лет)

· Подготовительная группа (6 – 7 лет)

 

В инновационной программе учитываются основные принципы дидактики, возрас­тные особенности, физические возможности и психологические особенности детей дошкольного возраста.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.
Занятия по физической культуре – это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Технология « СА-Фи-Дансе» позволяет педагогам развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста средствами танцевально-игровой гимнастики в процессе двигательной деятельности.
За­нятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся с детьми 5-7 лет - 1 раз в неделю. Другие виды и формы двигательной деятельности с использованием технологии «« СА-Фи-Дансе» проводятся в течение дня по плану педагогов.
Танцевально-игровой гимнастика « Са-Фи- Дансе» взаимосвязана с музыкальным с физическим развитием в ДОУ :
1. «музыкальное развитие»: музыкально-ритмические движения,танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танце­вальные формы, как историко-бытовой, народный, баль­ный, современный и ритмический танцы.
2«физическое развитие»: строевые, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, развитие опорно –двигательного аппарата.
 
Двигательная деятельность с использованием танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» основывается на трех основных блоках (Приложение1):
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- нетрадиционные виды упражнений;
- креативная гимнастика.
 
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:
игроритмика, игрогимнастика и игротанец.
Нетрадиционные виды упражнений пред­ставлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, иг­ровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Блок креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные за­дания.
Все блоки объединены игровым методом проведения занятий .Игровой метод придает учебно-воспитательному про­цессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, вообра­жения и творческих способностей ребенка.(Приложение 2)

Формы проведения занятий:

Занятия с использованием технологии «Са-Фи-Дансе» делятся на несколько видов:

  • Обучающие занятия. На занятиях мною детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На одно занятие может быть введено не более 2-3 комбинаций.
  • Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе со мной. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы моего помощника.
  • Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.( праздники, досуги, развлечения с привлечением родителей)
  • Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, заданную мною. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Приведенная ниже используемая мною последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей. Интеграция сюжета игры, музыки, движений творят чудеса. Все вместе взятое создает положительные эмоции, способствуют физическому развитию, развивают воображение и физические навыки. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность.

На занятиях с использованием технологии « Са-Фи-Дансе» дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности. Образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.
В утреннюю гимнастику входят элементы танцевально-ритмической гимнастики, игрогимнастики, игроритмики, игротанцев. Занятия по физическому воспитанию проводятся с использованием игротанца, игропластики, пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа, музыкально-подвижных игр, игр-путешествий и креативнаой гимнастики. Спортивные праздники и развлечения - с использованием комплексов танцевально-ритмической гимнастики, музыкально-подвижных игр.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на учебный год

Формы и виды
Кол-во часов
Ответственные
1.
Игроритмика
В течение года
Воспитатели, муз.рук.
2.
Игрогимнастика
В течении года
Воспитатели
3.
Игротанцы
В течение года
Воспитатели, муз.рук.
4.
Танцевально–ритмическая гимнастика
1 раз в неделю
Инструктор по ФК, муз. рук.
5.
Игропластика
По плану занятий
Воспитатели, инструктор по ФК
6.
Пальчиковая гимнастика
По плану занятий
Воспитатели
7.
Игровой самомассаж
По плану занятий
Воспитатели
8.
Музыкально – подвижные игры
По плану занятий
Воспитатели, инструктор по ФК
9.
Игры- путешествия
По плану занятий
Воспитатели, инструктор по ФК
10.
Креативная гимнастика
По плану занятий
Инструктор по ФК
Во время двигательной деятельности с использованием технологии « Са-Фи-Дансе» педагоги учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста.
А именно:
Дети 4-5 лет Склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им трудно усидеть на одном месте.
Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться, любят занимать главные роли в играх.
Дети6- 7 лет способны выполнять вербальные задания, с удовольствием демонстрируют свои творческие способности. Они уже достаточно хорошо анализируют свое внутреннее состояние.
 

Для достижения цели инновационной программы используются следующие основные принципы:

- наглядности – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

-доступности – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

-индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

-увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

- креативности- максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

- свободы и самостоятельности-организация условий для самостоятельного определения ребенком своего отношения к окружающей среде. Каждый ребенок по своему воспринимает, подражает, создает, выбирает ту деятельность, которая ему наиболее интересна.

- новизны-исключение стереотипности и однообразия. Исполнение интересных, неординарных и эффективных приемов работы.

- сознательности-основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит.

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 

Осуществляя руководство двигательной активностью детей, педагогами используются следующие методы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод;
- игровой метод (использование упражнений в игровой форме, сюжетно – игровые упражнения, импровизация, подражание, образные сравнения );
- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

 

В процессе реализации инновационной программы используются здоровьесберегающие и компьютерные технологии, проблемно-игровое обучение, интегрированное обучение , метод моделирования, дифференцированное обучение.

 

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает сотрудничество детей и взрослых в двигательной деятельности детей.

Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации творчества детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников процесса (взрослого и воспитанников) по решению задач на одном пространстве и в

одно и то же время отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе деятельности).)

 

Особенности сотрудничества детей и взрослых ( Кудрявцев В.Т.) :

- пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности личного контакта между педагогом и

детьми для обмена действиями и информацией;

- наличие общей цели, задач, отвечающей интересам всех участников совместной образовательной деятельности и способы реализации потребностей каждого из участников;

- разделение деятельности между участниками совместной образовательной деятельности.

 

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми в процессе двигательной деятельности:
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю деятельность.
Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу придётся не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.

Таким образом, образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
 

Основанием для подбора упражнений, игр для занятий являются три аспекта:

Психологический: учитываются возрастные возможности детей.

Педагогический: осуществляется связь содержания игр и упражнений с жизнедеятельностью детей в окружающем их социуме. (семья, детский сад, город, страна)

Эстетический: учитывается художественно -образная основа музыкальных произведений (релаксационные упражнения, танцы) и литературных источников.

В процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения. В то же время развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

На занятиях дети получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, измерять и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции. Посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки; показывают действия по сказкам, различным сюжетам, знакомые упражнения «обновляют» новыми структурными частями. Для повышения заинтересованности дошкольников занятия имеют сюжетную линию.

Задачи, решаемые на занятиях, имеют преемственность с усложнением при переходе от одного возраста к другому.

 

Линия усложнения задач

5-6 лет

6-7 лет

Формировать у детей представления о средствах двигательной выразительности
Учить искать образные средства выразительной передачи движений, развивать импровизационные способности, быстроту и легкость ориентировки в новых ситуациях.
Накапливать опыт двигательной деятельности и творческого самовыражения, обогащать эмоциональный опыт детей.
Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла, совершенствовать имеющиеся навыки использования средств эмоциональной выразительности (голос, жесты, мимика и т. д.)
 
 
Вовлекать детей в активное подражание способам действий, внося в них свои изменения, побуждать к творческому самовыражению.
Учить детей самостоятельно придумывать движения, стимулировать осознанность выбора, выразительность двигательных действий.
Учить детей входить в воображаемую ситуацию, искать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Развивать творческие способности в придумывании упражнений (комплексов) для утренней зарядки, физкультурных пауз.
Развивающая работа строится таким образом, что в каждом занятии реализуются 4 направления:
· Аксиологическое- предполагает умение принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
· Инструментальное– требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирование личностной рефлексии.
· Потребностно-мотивационное– заключается в формировании умения находить в реальных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свои поступки, умение делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
· Развивающее – адекватное ролевое развитие, а так же формирование эмоциональной, произвольной регуляции поведения.
 
4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу деятельности.
 

Оцениваемая категория

Ожидаемые результаты

Дошкольники

Развитие способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Педагоги

Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по инновационной программе

 

Родители

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, взаимодействия с семьей в процессе реализации инновационной программы

 
 
Показателями творчества детей в двигательной деятельности с использованием выступают:
- интеллектуальная активность и увлеченность творческой деятельностью;
- удачный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа;
- своеобразное сочетание, комбинирование известных движений;
- появление новых элементов при создании простейших форм движений.
Эти показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как фактор самореализации ребенка и как важнейшее условие становления его творческой индивидуальности.
 

Планируемые итоговые результаты:

  • исполняют ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, и двигательные задания по креативной гимнастике;
  • владеют навыками ритмической ходьбы, умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
  • умеют хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
  • хорошо ориентируется в зале при проведении музыкально – подвижных игр и умеют представить различные образы;
  • знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов;
  • владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
  • передают характер музыкального произведения в движении;
  • выполняют специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

 

5. Необходимые условия реализации работ.

 

Условия для проявления творческих способностей в процессе двигательной деятельности условно можно разделить на две категории: организационные и психолого-педагогические.

К организационным условиям можно отнести: спортивный зал, традиционный спортивный инвентарь, спортивный уголок в группе, , спортивная площадка, нестандартное оборудование, предметно-развивающей среда в группе.

К психолого-педагогическим условиям относят: кадровый потенциал, системность повседневной работы, учет
возрастных особенностей, интеграции образовательных областей, личностно-ориентированный подход.
Условия успешного развития творческого потенциала дошкольников в процессе двигательной деятельности:
1. Осознание ребенком своих эмоциональных реакций и состояний происходит при поддержке со стороны взрослого. Принятие и поддержка взрослым эмоциональных проявлений ребенка.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, опережающей развитие детей.
3. Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д.
4. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
5. Атмосфера психологической безопасности в проявлении эмоций: выражение сочувствия к неудачам ребенка, терпеливое отношение даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни, исключение из обихода замечаний и осуждений в ответ на проявленную эмоцию.
6. Использование проблемности, диалогичности, индивидуализации в специально организованных занятиях с детьми.
7. Индивидуальный подход в поддержке детской инициативы.
8. Развитие активности детей дошкольного возраста.
9. Развитие самостоятельности детей.
10. Создание условий для достаточной двигательной активности детей.
 

6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

 

Оценка эффективности использования программы

Оценка программы предусматривает следующие моменты.

1. Проведение диагностического исследования с целью изуче­ния уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности.

2. Изучение личностных особенностей детей дошкольного воз­раста два раза в год: в начале и конце учебного года

3. Участие в диагностическом исследовании воспитателей, которые помогают инструктору по ФК получить информацию об индивидуальных личностных особенностях ребенка.

Полученные результаты педагогического исследования в даль­нейшем используются при определении содержания будущих за­нятий с детьми по программе, подборе мето­дических приемов и материалов в работе воспитателя, реализации индивидуального подхода к детям.

Итогом работы должно стать развитие способности к импровизации и творчеству.

 

Диагностический инструментарий

Название методики

Автор

Цель методики

1

Выяснения особенностей непосредственной реакции детей на творческие задания.

О. Ф.Горбатенко

Изучить особенности ориентировки детей в новой деятельности, когда дети поставлены перед необходимостью совершать действия незамедлительно после словесной инструкции.

2

Наблюдение за действиями детей в реализации образа в соответствии с замыслом.

О. Ф.Горбатенко

Выявить способность ребенка самостоятельно придумывать движения в соответствии с прочитанным произведением.

3

Изучение умения показать развитие образа в динамике.

О. М.Литвинова

Изучить способность детей передать образ в динамике, а также выявить умение ребенка комбинировать и видоизменять знакомые движения.

4

На оригинальность образных движений, придуманных в соответствии с текстом.

О. М.Литвинова

Выявить способность детей точно передать движение образа по ролям.

5

Изучение умение коллективно

построить и развернуть двигательный сюжет.

М. И.Лисина

Выявить умение детей договариваться в процессе игры, действовать коллективно.

Диагностика творческих способностей проходит два раза в год: в сентябре и в мае. Во время проведения диагностики необходимо учитываются  следующие критерии и показатели развития творческих способностей детей:

1. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности.

2. Показатели качества способов творческих действий.

3. Показатели качества продукции музыкально-ритмического творчества.

На основе критериев были разработаны уровни развития творческих способностей:

Высокий уровень - владение средствами эмоциональной выразительности, быстрая ориентировка в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, быстрые темпы освоения способов творческих действий, выраженных в вариациях, комбинациях различных известных элементов или в попытках найти новые способы решения знакомого материала. Оригинальность приемов решения творческих заданий, выполнение заданий сразу и качественно.
Средний уровень - владение средствами эмоциональной выразительности, готовность к выполнению новой деятельности, интерес к творчеству, подражательный характер творческой продукции, испытывает затруднения в поиске новых
оригинальных решений задания.
Низкий уровень – низкий уровень исполнительских умений, не умение перенести усвоенные способы творчества из одного задания в другое, медленные темпы освоения способов творческих действий.

 Средствам контроля в течение всего периода инновационной деятельности являются  анкетирование педагогов, родителей проведение круглых столов, консультации для анализа  работы  по инновационной программе.

 

7. Перечень научных и методических разработок по теме программы.

 

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб., 1997. 

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1996.
3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.
4. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников/
Учебное пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2013.
5.ЛеонтьевА.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.–М., 1995.

6. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

7. Яковлева Е.Л., Трофимова Н.П. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте.- М., 1997.

8.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1,2,Развитие произвольных движений. М.1986.

9.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.- М.; «Линка-Пресс», 2000.

10.Кудрявцев В.Т., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.

Дошкольное воспитание. -1995.-№9,10.-с.52-59,62-70.

11.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр

«Академия» 2001.2.

12.ФирилеваЖ.Е. Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие

для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2003

13. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256с., илл.

14. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении:

Методическое пособие. М.: Издательство НЦЭНАС, 2004.

15.Бодраченко И.В. Музыкальные  игры в детском  саду для  детей 3- лет. М.: Айрис – пресс, 2009. –

16.Казакевич  Н.В. СайкинаЕ.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая  гимнастика. Методическое  пособие. СПб , 2001.

17.Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребёнок  учиться  говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб, 1998.  

18.Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких  волшебников. «ДТД», 1993

19..Шарманова С. Морское  царство. Применение сюжетных  занятий на  основе  ритмической  гимнастики в

физическом  воспитании детей  дошкольного  возраста: Учебное  пособие/ Под  ред. А.И.Федорова. – Челябинск, 1996.

20. Троян А. Проблемы детства – проблемы творчества // Дошк. педагогика -1993. №6 (70-72)

21. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – М.: Сфера, 2009.

22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Сфера,

2006.

23. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие.

– М.: Сфера, 2010.

24. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.: Сфера, 2005.

25. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2006.

26. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 2008.

27. Поддьяков Н.Н. Мышлeниe дошкольника. – М.: Сфера, 2006.

28. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Просвещение, 2006.

29. Урмурзина Б.Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника :Дис. ... канд. психол. наук.- М., 2002.

30. Ярушина И.В. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соис.уч.ст.кан.пед.наук. – М., 2007.

31. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции

и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012.

32. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание. –2008.– № 8

 

8. Календарный план реализации программы  с указанием сроков реализации по этапам и перечня конкретной продукции (результатов)

 

Мероприятия

Планируемый результат

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап (июль 2016-август 2016 г)

 

Разработка «Положения о творческой группе»,

определение состава участников

и распределение обязанностей в творческой группе

 Создание творческой группы по разработке инновационной программы

 

Приказ ДОУ

 

июль,2016г

Заведующий,

зам. по УВР

Работа творческой группы  по изучению нормативно- правовых документов, научной и методической литературы

 Обобщение

 педагогического опыта  по теме инновационной деятельности. Формулирование темы  Программы

 Август, 2016

 Зам. по УВР, члены творческой

группы

 

Организационный этап (сентябрь 2016 - август 2017 г)

Работа творческой группы по

определению мероприятий программы, направленных на достижение цели  Программы

 

 

Обобщение методического материала

 

 

 

 

Сентябрь-декабрь,2016г

 

 

 

 

 

Заведующий, зам. по УВР, члены творческой

группы.

 

 

 

 

 

2. Подготовка  нормативно- правовых, материально-технических, финансовых, научно-методических, информационных, кадровых условий для реализации инновационной деятельности

 

Разработка локальных актов, мини-проектов, рабочих программ педагогов на основе программы инновационной деятельности,

плана-графика реализации Программы.

Январь- апрель,2017г

 

 

Заведующий,зам. по УВР, члены творческой

группы, педагоги участвующие в иннова

ционной программе.

 

  Планирование и разработка  системы мониторинговых исследований за ходом реализации Программы инновационной деятельности

Создание системы мониторинговых исследований

(мониторинг

творческого потенциала детей, анкетирование родителей, педагогов)

 

Май-июнь,2017г

Заведующий,

зам. по УВР, члены творческой

группы, педагоги участвующие в инновации

онной программе

Деятельностный этап (сентябрь 2017  - апрель 2019)

Реализация программы, мини-проектов, рабочих программ педагогов на основе программы инновационной деятельности.

 

Развитие  творческого  потенциала  детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности через танцевально-игровую  гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ»  

сентябрь 2017  - апрель 2018

 

 

 

 

 

Заведующий,

зам. по УВР, члены творческой

группы, педагоги участвующие в инновационной программе

Организация просветительской работы с родителями по теме проекта.

 

Родительские собрания, консультации и т.п.

 

 

 

В теч. периода

 

 

 

 

 

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

 

 Работа по созданию предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям Программы.

 

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям Программы.

 

 

 

 

 

 

 

В теч. периода

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

 

 

 

Проведение педагогических советов, круглых столов по теме инновационной деятельности.

 

Анализ  и коррекция  инновационных изменений  в воспитательно-образовательной системе ДОУ

 

В теч. периода

 

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

 Проведение мониторинговых исследований  в процессе реализации Программы

 

 Анкетирование, диагностика,  педагогов и детей

Результаты  мониторинга

сентябрь

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

 

3.Информирование общественности о ходе реализации Программы

 

 

 

 

 

 Публикации в СМИ о ходе реализации Программы, информация на сайте,

на интернет- ресурсах.

 

 

 

В теч. периода

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий,

зам. по УВР, члены творческой

группы, педагоги участвующие в инновационной программе

Проведение семинаров, конференций, мастер-классов и т.д.

Выступления и проведение семинаров конференций,

мастер-классов на муниципальных  и региональных уровнях

В теч. периода

 

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

Рефлексивный этап (май -июнь 2019)_

Подведение итогов и результатов  реализации Программы

 Анализ результатов  реализации Программы. Обобщение опыта

работы педагогов по теме инновационной деятельности 

В теч. периода

 

Заведующий,

зам. по УВР

                     Заключительный этап ( июль 2019 – май 2020 г. )

 Разработка методических рекомендаций, обобщение и трансляция передового педагогического опыта

 Публикация материалов по итогам инновационной деятельности, трансляция инновационного опыта

 Обобщение и трансляция  инновационного опыта(СМИ, сайт).

Создание банка данных

Инновационных идей.

Создание учебно-методического пособия

 

 В теч. периода

 

Заведующий,

зам. по УВР, педагоги участвующие в инновационной программе

 

 

9. Обоснование возможности реализации программы в соответствии с законодательством об образовании.

 

 Возможность реализации Программы « Развитие  творческого  потенциала  детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности через

танцевально-игровую  гимнастику « СА-ФИ-ДАНСЕ»  обусловлена:

1. Конвенцией ООН  о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012г. № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями);

4. Приказом №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта

дошкольного образования»;

5. Положением об инновационной площадке ГАУ ДПО ЛО « ИРО»  от 05.05.2016 г. № 56-од.;

6. «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

 

Приложение 1.

  Модель технологии « Са-Фи-Дансе» в процессе двигательной деятельности:

 

00.jpg?1509670982

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2 

  ХАРАКТЕРИСТИКА  трех блоков технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ».

1 блок «Танцевально-ритмическая гимнастика».
В первом блоке  «Танцевально-ритмическая гимнастика»пред­ставлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный харак­тер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи програм­мы. Все композиции объединяются в комплексы упраж­нений для детей различных возрастных групп.
  Раздел «Игроритмика»является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно пра­вильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освое­ния ребенком различных видов движений, обеспечиваю­щих
эффективное формирование умений и навыков, не­обходимых при дальнейшей работе по программе «Са-Фи-Дансе». В раздел входят
строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки.
Раздел «Игротанцы» направлены на формирование у воспитан­ников танцевальных движений, что способствует повыше­нию общей культуры ребенка. Танцы имеют большое вос­питательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся.
В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танце­вальные формы, как историко-бытовой, народный, баль­ный, современный и ритмический танцы.
2 Блок  « Нетрадиционные виды упражнений»
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадицион­ной методике развития мышечной силы и гибкости за­нимающихся. Здесь используются элементы древних гим­настических движений и упражнения стретчинга, выпол­няемые в игровой сюжетной форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ре­бенку вволю покричать, погримасничать, свободно выра­жая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
  Раздел «Пальчиковая гимнастика»в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой мотори­ки и координации движений рук. Упражнения, превра­щая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказываютположительное воздействие на улучшение памяти, мыш­ления, развивают фантазию.
Раздел «Игровой самомассаж»является основой зака­ливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения спо­собствуют
формированию у ребенка сознательного стрем­ления к здоровью, развивая навык собственного оздоров­ления.
Раздел «Музыкально-подвижные игры»содержит уп­ражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, об­разные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнас­тике.
Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате­риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных
ранее, помогает сплотить ребят, дает воз­можность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.
3 блок  «Креативная гимнастика»предусматривает це­ленаправленную работу педагога по применению нестан­дартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой ини­циативы.
Благодаря этим занятиям создаются благопри­ятные возможности для развития созидательных способ­ностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
 

Приложение 3

  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

1

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, компакт – диски

1

2

АТРИБУТЫ:

кегли, обручи, мячи разных  размеров,  скакалки, гимнастические палки, обручи, пособия для упражнений на дыхание, погремушки, платочки, шарфики, косынки.

По количеству занимающихся

3

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОВРИКИ

4

СТЕП - СКАМЕЙКИ

5

ДЕКОРАЦИИ (для  проведения сюжетных  занятий)

6

КОСТЮМЫ

7

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, ЭМБЛЕМЫ, ЖЕТОНЫ.

 

Приложение 4.

  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Программа рассчитана для детей (5-7 лет) на два года обучения.
  •  Количество часов – 32
  • Продолжительность 1 занятия: 5-6 лет – 25 минут,  6-7 лет – 30 минут

Таблица мониторинга заполняется дважды в год — в начале и в конце учебного года :    первые две недели сентября и

последняя неделя  мая.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по танцевально-ритмической  гимнастики  Са-Фи-Дансе

                                                                                                                                                                        (1 год обучения)

 

Недели

Тема занятий

Цель занятия

Форма проведения занятий

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

3-4

«Наш веселый огород»

 

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, кочки- пенечки,

ОКТЯБРЬ

 

1-4

«Разноцветная карусель»

Выполнение построения в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Умение расслабляться в игровой форме.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи.

НОЯБРЬ

1-4

«В гостях у сказки»

 

Выполнение построения в шеренгу и колонну по команде.

Умение выполнять основные упражнения прямыми и согнутыми руками и ногами, выполняемые под музыку. Содействовать умению расслабляться в игровой форме.

Групповая

 

Ноутбук, аудиозаписи.

ДЕКАБРЬ

1-4

 «Быть здоровым здорово»

Уметь ориентироваться в пространстве.

Выполнять построение в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Уметь правильно дышать.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, игры.

ЯНВАРЬ

1-3

 «Зимушка-зима»

Выполнять построения в шеренгу и колонну по команде.

Закрепление комплекса ОРУ из пройденного материала, выполняемого под музыку.

Умение выполнения группировки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты для каждого ребенка.

4

«В гости к Госпоже Метелице»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

 

 

 

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, бумажные снежинки, «парашют», «снежки»

ФЕВРАЛЬ

1-4

«Морское приключение»

 

Выполнять полуприседы, подъемы на носки, полуприсед на одной ноге, другую – вперед на пятку. Уметь использовать напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно- двигательной форме и различных исходных положений.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, гантели по 2 шт. для каждого ребенка

МАРТ

1-3

«Весенний сундучок»

Знакомство и разучивание движения: пружинные полуприседы.

Разучивание комплекса упражнений с замедлением темпа.

Уметь расслабляться.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, фитбол-мячи.

4

«Путешествие в страну Светофорию»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, тоннели – 2 шт.

АПРЕЛЬ

1-3

«Весна шагает по планете»

Выполнять  построения в шеренгу, круг.

Уметь выполнять упражнения на укрепление осанки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, мяч для каждого ребенка, игрушки

4

"Школа космонавтов"

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи,

обручи, массажные мячи.

МАЙ

1-2

«Победный май»

Выполнять построение врассыпную.

Отработать и закрепить ранее выученные движения.

 

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, флажки, султанчики по 2 для каждого ребенка

3

«Дружная семейка»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты, искусственные цветы для каждого ребенка.

 

                                                                                                                                                             (2 год обучения)

 

Недели

Тема занятий

Цель занятия

Форма проведения занятий

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

3-4

«Семь волшебных лепестков»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

  Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, цветик-семицветик из цветного картона

ОКТЯБРЬ

 

1-4

 

 «Путешествие в осенний лес»

 

 

Выполнение построения в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Умение расслабляться в игровой форме.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты к игро-танцем, палочки для ритмических упражнений.

НОЯБРЬ

1-3

«Россия- Родина моя»

 

Выполнение построения в шеренгу и колонну по команде.

Умение выполнять основные упражнения прямыми и согнутыми руками и ногами. Содействовать умению расслабляться в игровой форме.

Групповая

 

Ноутбук, аудиозаписи, игрушки

4

«Волшебный клад»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, карта для поиска клада.

ДЕКАБРЬ

1-4

 «Снежная карусель»

Уметь ориентироваться в пространстве.

Выполнять построение в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Уметь правильно дышать.

Выполняют движения красиво.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, белые ленточки по 2 шт. на каждого ребенка

ЯНВАРЬ

1-3

Парные танцы

«Полька»

Танец- игра «Ку-ку»

Выполнять построения в шеренгу и колонну по команде.

Передвигаться в

Умение выполнения группировки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи.

4

«Приходи, сказка к нам»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, картинки сказочных героев.

ФЕВРАЛЬ

1-3

 «Аэробика для Бобика»

 

Выполнять полуприседы, подъемы на носки, полуприсед на одной ноге, Уметь использовать напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно- двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, картинки с изображением животных, маски животных

4

 

«Мы солдаты»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Игра-путешествие

Игро-танец

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты для игро-танцев.

МАРТ

1-3

«Кукольнадия волшебная страна»

 

Знакомство и разучивание движения

Разучивание комплекса упражнений с замедлением темпа.

Умеют расслабляться.

Выполняют движения

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, куклы, солдатики, игрушки.

4

«Веселые человечки в гостях у ребят»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи.

АПРЕЛЬ

1-4

« В магазине все игрушки на витрине»

 

Выполнять  построения в шеренгу, круг.

Уметь выполнять упражнения на укрепление осанки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, 

МАЙ

1-2

Игро- танец

«Салют Победы»

Выполнять построение врассыпную.

Отработать и закрепить ранее выученные движения.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты для игро-танца.

Недели

Тема занятий

Цель занятия

Форма проведения занятий

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

3-4

«Семь волшебных лепестков»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

  Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, цветик-семицветик из цветного картона

ОКТЯБРЬ

 

1-4

 

 «Путешествие в осенний лес»

 

 

Выполнение построения в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Умение расслабляться в игровой форме.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты к игро-танцем, палочки для ритмических упражнений.

НОЯБРЬ

1-3

«Россия- Родина моя»

 

Выполнение построения в шеренгу и колонну по команде.

Умение выполнять основные упражнения прямыми и согнутыми руками и ногами. Содействовать умению расслабляться в игровой форме.

Групповая

 

Ноутбук, аудиозаписи, игрушки

4

«Волшебный клад»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, карта для поиска клада.

ДЕКАБРЬ

1-4

 «Снежная карусель»

Уметь ориентироваться в пространстве.

Выполнять построение в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях.

Уметь правильно дышать.

Выполняют движения красиво.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, белые ленточки по 2 шт. на каждого ребенка

ЯНВАРЬ

1-3

Парные танцы

«Полька»

Танец- игра «Ку-ку»

Выполнять построения в шеренгу и колонну по команде.

Передвигаться в

Умение выполнения группировки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи.

4

«Приходи, сказка к нам»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи, картинки сказочных героев.

ФЕВРАЛЬ

1-3

 «Аэробика для Бобика»

 

Выполнять полуприседы, подъемы на носки, полуприсед на одной ноге, Уметь использовать напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно- двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, картинки с изображением животных, маски животных

4

 

«Мы солдаты»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Игра-путешествие

Игро-танец

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты для игро-танцев.

МАРТ

1-3

«Кукольнадия волшебная страна»

 

Знакомство и разучивание движения

Разучивание комплекса упражнений с замедлением темпа.

Умеют расслабляться.

Выполняют движения

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, куклы, солдатики, игрушки.

4

«Веселые человечки в гостях у ребят»

Формировать навыки выразительности.

Способствовать развитию воображения.

Развивать лидерство инициативу.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий

Игра-путешествие

Ноутбук, аудиозаписи.

АПРЕЛЬ

1-4

« В магазине все игрушки на витрине»

 

Выполнять  построения в шеренгу, круг.

Уметь выполнять упражнения на укрепление осанки.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, 

МАЙ

1-2

Игро- танец

«Салют Победы»

Выполнять построение врассыпную.

Отработать и закрепить ранее выученные движения.

Воспитывать ответственность при выполнении заданий.

Групповая

Ноутбук, аудиозаписи, атрибуты для игро-танца.

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
(47466) 5-24-29
Сведения об образовательной
            организации
г. Лебедянь ул.Советская 76

 

 

                       

399610

Липецкая область

город Лебедянь

улица Советская дом 76

+7(47466) 5-24-29

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2

города Лебедянь Липецкой области